|
Вот повесть о том, откуда пошла Русская земля, кто начал первый княжить в Киеве и как стала Русская земля.
Мы так начнем эту повесть. После потопа три сына Ноевы, Сим, Хам и
Афет, разделили землю: восток достался Симу, южная страна Хаму, север и
запад Афету; от племени Афетова пошел народ славянский. Спустя много
времени славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и
Болгарская. От тех славян разошлись по земле многие народы и назвались
каждый своим именем, где кто сел на каком месте; так, например, одни
поселились на реке именем Морава и назвались моравами, и другие
назвались чехами; а вот тоже славяне: белые хорваты, сербы и хорутане.
Когда волохи напали на славян подунайских, поселились сзади них и стали
их притеснять, то славяне опять начали двигаться к северу: так одни
пришли и сели на Висле и прозвались ляхами; от этих ляхов пошли поляки,
лутичи, мазовшане, поморяне. Другие славяне пришли и сели по Днепру и
назвались полянами, иные древлянами, потому что стали жить в лесах; а
некоторые стали между Припетью и Двиною и назвались дреговичами;
полочане прозвались от речки именем Полоты, которая впадает в Двину.
Те, которые поселились около озера Илменя, прозвались своим именем,
славянами; они построили себе город, назвали его Новгородом. Так
разошелся славянский народ.
Все эти племена жили особо друг от друга, каждое на своем месте с
своими нравами, обычаями и преданиями. У полян были обычаи кроткие и
тихие, а другие племена жили как звери. Между полянами были три брата:
одному имя Кий, другому Щек, третьему Хорив, сестру их звали Лыбедью.
Они построили город и назвали его, по имени старшего брата, Киевом. По
смерти этих братьев древляне и другие окольные народы стали притеснять
полян; тогда пришли к ним козары и сказали: "Платите нам дань". Поляне
подумали и дали им по мечу от каждого дома. Козары принесли мечи к
князю своему и старшинам и сказали: "Вот мы нашли новую дань". Старшины
спросили: "Откуда вы это взяли?" "Да вот там, в лесу, на горе, над
рекою Днепровскою",— отвечали они. Тогда старцы козарские
сказали: "Ох, не хороша эта дань, князь! мы воюем саблями, острыми с
одной только стороны, а у этого народа мечи с обеих сторон острые:
будут они брать дань и на нас, и на других странах". - Так и сбылось,
как предсказали старцы: русские и до сих пор владеют козарами.
В то время, как поляне, северяне и другие племена платили дань козарам,
по белке с каждого дома, варяги из-за моря брали дань на славянах
новгородских, на кривичах, также на чуди и мери. Скоро, однако, эти
народы прогнали варягов за море, перестали давать им дань и начали
владеть сами собою. Но прогнав варягов, они никак не могли уладиться
друг с другом и начали междоусобные войны. Тогда они стали говорить
между собою: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил все
дела справедливо"; — отправили послов к варягам к руси; русью
назывались варяги точно так же, как другие зовутся шведами, иные
норвежцами, англичанами, готами. Чудь, новгородцы и кривичи сказали
руси: "Земля наша велика и обильна, да порядку в ней нет, пойдите
княжить и владеть нами". Собрались три брата с родственниками своими,
взяли с собою всю русь и пришли: Рюрик в Новгород, Синеус на Белоозеро,
Трувор в Изборск; от них-то и прозвалась Русская земля. Через два года
умерли Синеус и Трувор; Рюрик один принял всю власть и роздал города
приближенным к себе людям. Двое из них, Аскольд и Дир, которые не были
ни родня Рюрику, ни бояре его, отпросились идти ко Царю-городу. Идучи
вниз по Днепру, они увидали на горе городок и спросили: "Чей городок?"
Жители отвечали им: "Были три брата: Кий, Щек и Хорив; они-то и
построили этот город, да после изгибли, а мы вот платим дань козарам".
Аскольд и Дир остались в Киеве, собрали много варягов и начали владеть
полянами; а Рюрик княжил в Новгороде.
В 866 году пошли Аскольд и Дир на греков, при царе Михаиле. Царь в их
время пошел было войною на аравитян, но, получив весть, что русь идет
на Царь-град, возвратился. Между тем Аскольд и Дир вошли в
Константинопольскую гавань, перебили множество христиан и с двумястами
кораблей обступили город. Царь с патриархом всю ночь молились в церкви
Вла-хернской и потом, вынесши ризу богородицы, погрузили ее в воду. До
того времени море было тихо; вдруг поднялась буря с ветром, встали
волны и разбили русские корабли; очень немногие из Аскольдовых воинов
спаслись от такой беды и возвратились в свою землю.
Между тем умер Рюрик, он передал княжение Олегу, своему родственнику,
поручив ему и сына своего Игоря, который был еще дитя. Собрав много
войска, пошел Олег к Смоленску, взял этот город и посадил в нем своих
мужей. Оттуда пошел вниз, взял Любеч и посадил в нем также своих мужей.
Пришедши к горам Киевским и видя, что Аскольд и Дир княжат, Олег скрыл
часть воинов своих в лодках, других оставил позади, а сам пришел, неся
малютку Игоря на руках. Он послал сказать Аскольду и Диру: "Мы купцы;
идем в Грецию от Олега и Игоря; придите повидаться с нами". Аскольд и
Дир пришли. Тогда воины повыскакали из лодок, и Олег сказал киевским
князьям: "Вы не князья, ни княжеского рода, но я княжеского рода, и вот
сын Рюриков". Аскольда и Дира убили, понесли на гору и погребли там.
Олег сел княжить в Киев и сказал: "Это будет мать русским
городам",— после чего начал строить города и установил дани.
Сперва Олег воевал с древлянами и заставил их давать дань по черной
кунице. Потом он пошел на северян; победив их, он наложил на них дань
легкую, а козарам давать дань запретил, сказавши: "Я неприятель им, а с
вами у меня нет никакой вражды". Послал и к радимичам спросить: "Кому
даете дань?" Они отвечали: "Козарам". Олег сказал им: "Не давайте
козарам, а давайте лучше мне". Радимичи согласились.
В 907 году пошел Олег на греков, а Игоря оставил в Киеве; взял с собою
варягов множество, и новгородцев, и чуди, и кривичей, и других народов.
Со всеми с ними пошел Олег на конях и в кораблях и пришел к
Царю-городу: греки замкнули гавань и затворили город. Олег вышел из
корабля, велел корабли вытащить на берег и повоевал городские
окрестности. Русские перебили множество греков, разорили дома, пожгли
церкви одним словом, поступили так, как обыкновенно поступают
неприятели. Греки, видя все это, испугались, выслали к Олегу из города
и сказали ему: "Возьми дани сколько хочешь". Олег согласился и
возвратился в Киев, неся золото, драгоценные ткани, плоды и вина. Народ
прозвал его "Вещим".
По смерти Олега начал княжить Игорь, древляне затворились от него;
Игорь пошел на них, победил и наложил дань больше, чем Олег. В 941 году
пошел Игорь на греков. Болгары послали весть к императору, что идет
русь на Царь-город. Русские опустошали азиатские берега до тех пор,
пока не пришли греческие воеводы с востока и окружили их со всех
сторон. Русские, посоветовавшись, вышли на греков, и, после злой сечи,
греки едва могли одолеть. Русские сели ночью в лодки и побежали; но
греческий воевода встретил их в лодках с огнем и начал пускать его
трубами на русские лодки, так что было страшно смотреть. Русские,
увидав пламень, пометались в морскую воду, чтоб уйти как-нибудь, и
таким образом возвратились домой. Пришедши, каждый рассказывал своим о
чудесном огне. "У греков в руках точно молние небесное, которое они
пускали и жгли нас; вот почему и не одолели мы их",— говорили
воины Игоря. Игорь же, пришедши, начал собирать большое войско и послал
звать варягов из-за моря: он опять хотел идти на греков. В 944 году
Игорь в самом деле отправился к Царю-городу в лодках и на конях.
Корсунцы, услыхав об этом, послали сказать императору Роману: "Идет
русь; кораблей у них множество; покрыли все море корабли". Также и
болгары послали весть: "Идут русские, наняли и печенегов". Тогда царь
послал к Игорю лучших бояр с просьбою: "Не ходи, но возьми дань, какую
брал Олег; придам и еще к той дани". Игорь, дошедши до Дуная, созвал
дружину и стал думать с нею о предложении царя. Дружина сказала: "Если
царь так говорит, то чего же нам еще больше; без битвы возьмем золото,
серебро и дорогие ткани. Ведь неизвестно, кто одолеет — мы или
они? с морем нельзя заранее уговориться; теперь мы не по земле ходим,
но по глубине морской: здесь одна смерть грозит нам всем". Игорь
послушался дружины и велел печенегам воевать Болгарскую землю; а сам,
взявши у греков золото и ткани на всех воинов, возвратился назад в
Киев.
Вслед за князем пришли назад и послы русские и привели с собой послов
от греческого царя Романа. Игорь призвал к себе греческих послов и
спросил их: "Скажите, что же вам говорил царь?" Послы отвечали: "Вот
царь послал нас к тебе; он очень рад миру, хочет мир иметь и любовь с
русским князем: твои послы водили наших князей к присяге, и нас послали
привести тебя и мужей твоих также к присяге". Игорь обещался исполнить
это. На другой день он призвал послов и пошел на холм, где стоял Перун:
поклали перед идолом оружие, щиты и золото, и клялись Игорь и все люди
его, сколько было язычников между русскими. А христиан русских
приводили к присяге в церкви св. Илии, что над ручьем; то была соборная
церковь, потому что многие варяги были уже христиане. Игорь, утвердив
мир с греками, отпустил послов, одарив их звериными шкурами, рабами и
воском. После этого Игорь начал княжить мирно в Киеве; когда же пришла
осень, начал задумывать поход на древлян, желая взять с них еще больше
дани. Дружина сказала ему: "Наши товарищи, которые с Свенельдом, богаты
оружием и платьем, а мы наги; пойдем, князь, с нами за данью; и ты
добудешь, и мы". Игорь послушался: пошел к древлянам за данью и начал
обижать их; побравши дань, пошел было назад в свой город, однако на
дороге раздумал и сказал дружине: "Ступайте вы с данью домой, а я
возвращусь назад, похожу еще". Как сказал, так и сделал: отпустил
дружину домой, а сам с немногими возвратился назад, желая взять еще
больше с древлян. Те, услыхав, что Игорь опять идет, начали
советоваться с князем своим Малом; они говорили: "Повадится волк к
овцам, перетаскает все стадо, если не убьют его; так теперь и с нами:
если не убьем Игоря, то всех нас погубит". После совещания они послали
сказать Игорю: "Зачем идешь опять, ведь ты уже взял всю дань". Но Игорь
не послушался их; тогда древляне вышли из города и убили Игоря и
дружину его, потому что ее было очень мало.
(Глава из произведения великого русского историка С. М. Соловьева (1820-1879) "Русская летопись для первоначального чтения")
|
|